ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ:
РАЗ В ГОД ИЛИ РАЗ В НЕДЕЛЮ?
Ве́черя
Господня — неотъемлемый ритуал в любой христианской конфессии. По-другому её
называют: евхаристия, хлебопреломление или святое причастие. Есть отличия в
проведении самого́ ритуала в зависимости от конфессии. Во время этого ритуала,
христианин должен съесть немного хлеба и выпить немного красного вина, которые
символизируют тело и кровь Иисуса Христа.
Может-ли
быть так, что прав кто-то один а все остальные неправы? Теоретически — да, но,
крайне редко. В этой статье мы разберём вопрос — правы-ли свидетели Иеговы или
они следуют учению Чарльза Рассела, который знал Библию не на должном уровне и
предложил свои идеи?
Когда первые христиане Вечерю НЕ ОТМЕЧАЛИ?
Не
отмечали они её 14 Ниссана, когда это делают свидетели Иеговы. Почему? Да потому, что в этот день они праздновали Пасху. Пасха, по Закону,
праздновалась в кругу семьи (Исход 12:3—8). Если-бы какая-либо группа иудеев
в тот день захотела-бы праздновать что-то кроме Пасхи, или, если-бы кто сказал
главе семьи: «Вы празднуйте Пасху, а я пойду праздновать Вечерю», то таких-бы
не поняли и им-бы не поздоровилось. Ситуация с Иисусом и апостолами — это
особый случай, они пребывали без своих семей и никто кроме них, в тот день
Вечерю не отмечал. Отмечать Вечерю после Пасхи, как это сделал Иисус, мог
хозяин богатого еврейского дома, однако, исследователи говорят, что такие люди
были склонны отмечать Вечерю каждый день и даже, при каждом приёме пищи. Кроме
того, не следует забывать, что Пасха — это праздник семейный а Вечеря
отмечается в христианском собрании.
Конечно,
христиане не обязаны праздновать Пасху «Потому что наш пасхальный агнец,
Христос, уже принесен в жертву» (1 Кор. 5:7). Но так было не всегда.
В первом веке, христианство рассматривалось, исключительно, как одно из течений
в иудаизме а первые христиане были иудеями и назывались иудеями (Рим. 2:28,29;
Гал. 2:14,15). Для правоверного иудея отказаться праздновать Пасху — это
нечто немыслимое.
Что означает слово «Вечеря»?
Оригинальное
греческое слово, которое переводят славянским словом «Вечеря» — ‘ужин’, на
самом деле означает и более ранний приём пищи. Очевидно, что перевод «ужин»
укоренился от того, что Иисус учредил этот ритуал вечером. Но первые христиане
не обязательно отмечали «Вечерю» вечером. Согласно, Плинию младшему, они это
делали ранним воскресным утром, когда у рабочего люда было свободное время (См. ниже).
Согласно, словарю Дворецкого, δειπνάριον
— небольшой обед или ужин. Согласно, Роджерсу — обед, основная трапеза.
Что такое «Ага́пы»?
Греческое
слово «ага́пи», означает — любовь. В нашем контексте — это совместные
еженедельные трапезы ранних христиан. Есть достаточно свидетельств, как
библейских, так и небиблейских, что такие совместные принятия пищи были важной
частью поклонения, например:
…они в установленный день
собирались до рассвета, воспевали, чередуясь, Христа как бога и клятвенно
обязывались не преступления совершать, а воздерживаться от воровства, грабежа,
прелюбодеяния, нарушения слова, отказа выдать доверенное. После этого они
обычно расходились и сходились опять для принятия пищи… (Письмо Плиния младшего императору
Траяну №96). |
Только
та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или
тем, кому он сам предоставит это.
[…] Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви. (Игнатий Богоносец. Послание к смирнянам,
глава 8). |
Агапы
упоминаются в Иуды 12. Это слово Синодальный перевод переводит фразой «вечери
любви» а Перевод Кузнецовой — «трапезы любви». «Эти люди — как подводные
рифы на ваших трапезах любви [⸂ἀγάπαις];
они сидят за столом без всякого страха…» (Иуды 12).
В
1 Коринфянам 5:11, про развратившегося христианина, Павел писал: «С
такими даже не ешьте за одним столом!». Эти слова, безусловно, не означают, что
этого не следует делать в обычной жизни — в семье или в рабочем коллективе; апостол
писал о том, что развратившихся христиан не следует допускать на еженедельные «Трапезы любви».
Когда отмечали Вечерю?
Первые
христиане отмечали Вечерю еженедельно, во время описанных выше трапез любви.
Это совершенно логично. Библейское описание Вечери содержится в
1 Коринфянам, особенно, в 11 главе, стихи 20—33. Особо, следует
заметить, что Павел не делает различия между Вечерей Господней и трапезами
любви, на которых отмечалась Вечеря; это для него — одно целое. Он критикует
коринфян за то, что они превратили Вечерю отмечаемую в рамках агапы, в пьяную
пирушку, причём такую, с которой неимущие христиане уходили голодными. Неужели,
читая этот библейский текст, свидетели Иеговы не видят, что Павел писал не о событии,
отмечаемом раз в год?
Почему Вечерю следует праздновать часто?
Лука
писал: «Они неустанно внимали учению апостолов и жили в братском единстве,
собираясь для преломления хлеба и для молитвы» (Деяния 2:42). Евангелист
говорит нам о том, что четырьмя признаками ежедневной жизни ранних христиан
были: послушание учению апостолов, общение, преломление хлеба и молитва. Можно
не сомневаться, что, преломляя хлеб, они вспоминали смерть Иисуса. Причем
делали это часто.
Трапезы
любви, на которых принималось причастие, способствовали развитию товарищества,
взаимной привязанности и заботе друг о друге, царившие среди верующих. В центре
таких трапез было единство верующих, поэтому от них нетрудно было перейти к
празднованию того объединяющего всех верующих подвига, который Иисус совершил умерев
за человечество. «Разве чаша благодарения, за которую мы благодарим Бога, не
приобщает нас к крови Христа? И хлеб, который мы ломаем, разве не приобщает нас
к телу Христа? Поскольку хлеб этот один, то все мы, хотя нас и много,
становимся одним телом, потому что делим на всех один и тот же хлеб»
(1 Кор. 10:16—17).
Также, мы читаем: «…всякий раз, когда вы едите этот хлеб и пьёте
эту чашу, вы возвещаете смерть Господа — до тех пор, пока Он не вернётся»
(1 Кор. 11:26). Таким образом, Вечеря Господня сделалась зримой
проповедью о смерти Христа и его непременном возвращении в будущем. Вечеря
несла весть об уничижении Христа и его последующем вознесении в будущем.
Ещё,
слова «…всякий раз, когда вы едите этот хлеб…» указывают на то, что, как тело
нуждается в частом и регулярном питании, так и духовную пищу тоже следует
принимать часто и регулярно.
К чему привели искажения учения?
Церковные
иерархи убрали из празднования Вечери важную составляющую — агапу, то есть, трапезу
любви. Это способствовало превращению учеников Христа в обычных прихожан, по сути,
в бизнес-актив для тех, кто владеет конфессиями.
Но
дальше всех пошли свидетели Иеговы. Отмечать Вечерю раз в год — это,
неоправданно редко. Более того, два года — 2021-й и 2022-й они, вообще, Вечерю
не отмечали из за коронавируса; в качестве замены, предлагалось прослушать речь
в интернете. Таким образом они показали, насколько, реально, их высшее
руководство ценит эту встречу.
Празднуя
Вечерю ежегодно, свидетели Иеговы тщательно к ней готовятся и отмечают её
весьма торжественно. Но разве ранние христиане так поступали, учитывая что они
подвергались постоянным преследованиям от иудеев и властей? Нет. Для первых
христиан, Вечеря была поводом для христианского общения и регулярного напоминания
о подвиге их Учителя; не для помпы.
О
том, что свидетели Иеговы не прикасаются к хлебу и вину а проносят их мимо
себя, отклоняя, тем самым, надежду на вечную жизнь и воскрешение из мёртвых, я,
вообще молчу. «…если не будете есть плоть Сына человеческого и не будете пить
Его кровь, не получите жизни. Тот, кто ест Мою плоть и пьет Мою кровь, обрел
вечную жизнь — и в последний День Я воскрешу его» (Иоанна 6:53,54).
-----Примечания--------------
Библия
цитируется в переводе Кузнецовой В. Н. (Радостная весть).
Читай также: Свидетели Иеговы и Вечеря Господня. |
Комментариев нет:
Отправить комментарий