среда, 11 июня 2014 г.

Помпейский крест




ПОМПЕЙСКИЙ
КРЕСТ
ИЛИ КРЕСТ В ПЕКАРНЕ ПЕРВОГО ВЕКА



Раньше о «Помпейском кресте» писалось и говорилось много. Но, конечно, не в Советском Союзе, так как тут религия была не в чести́. Не трудно догадаться, о чём именно, говорилось в связи́ с этой археологической находкой – о том, что уже в I веке, христиане использовали в поклонении крест.



Сейчас об этом артефакте, практически, никто не пишет, в том числе и потому, что человек которому принадлежала пекарня, в которой нашли крест… христианином не был.

Но тогда, кем был человек владевший пекарней в Помпеях, в I веке? Кто повесил плиту с крестом над печью, да так что эту плиту было видно, из любого места пекарни? Пекарни, которая была похоронена пирокластическими потоками вулкана Везувий, ночью 24 августа 79 года н. э.?

В настоящее время, плиты́ с крестом в этой пекарне нет. Её сняли и отправили в музей. То, что вы видите выше – это сделанный мной фотошоп. Но она там была.







Для начала, давайте рассмотрим другую плиту, которая находится не внутри, а снаружи пекарни. В отличии от первой (той что с крестом) её не сняли, и в музей не отправили – она и сейчас там висит.

На этой плите изображён итальянский бог пекарей и «податель хлеба» Меркурий (так же это божество отождествляется с Гермесом, и ошибочно, с Приапом и Тихоном). В одной руке у него – мешок денег; а в другой – кадуце́й.





У Меркурия огромный половой член. Следует понимать, что подобная скабрезность составляла основу культуры той местности в то время. Первое значение слова «порнография» – это археологические находки, сделанные в Помпеях и имевшие подобного рода сексуальное содержание.

Надо сказать, что в храмах Помпеи и Геркуланума, Меркурий изображался скромней – без особой похабщины, но народ, часто, изображал его именно так как мы здесь видим.  


   


















    
А когда этот крест появился в пекарне?

Нам точно известно, когда «помпейский крест» был засыпан вулканической породой - 24 августа 79 года I века н. э. Но когда он был создан и установлен?

Пекарни в Помпеях, типовые – похожи одна на другую. Похоже на то, что их строительством занималась одна и та же «фирма». Это были, обычные коммерческие предприятия, принадлежавшие к одной сети. Плита с крестом появилась над печью не после того, как «владелец принял христианство», а при строительстве пекарни (для плиты предусмотрена специальная ниша). И самое главное – плита с крестом была установлена одновременно с плитой на которой изображён Меркурий, то есть во время постройки пекарни. Если эта пекарня построена до 33-го года н. э., то «помпейский крест» существовал до того, как умер Иисус Христос.

Мужчина, которого вы видите справа это – Терентиус Нео, которому принадлежала сеть пекарен в Помпеях. Возможно, он владел и той о которой мы говорим. Христианином он не был.


Шарль Франсуа Мазуа

Каролина Мюрат (неаполитанская королева - консорт, сестра Наполеона Бонапарта) проявляла большой интерес к Помпеям. Она бывала в Помпеях почти каждый день, лично вникала во все дела. Обо всех новостях и находках она сообщала своим адресатам по всей Европе. Она осуществляла постоянное финансирование из собственных средств, более чем не малое – на раскопках трудились до 1500 человек!

В 1809 году она приглашает французского архитектора Шарля Франсуа Мазуа. Собрание его гравюр 1809 – 1813-го годов, вышло четырьмя томами в 1824-1838 годах под общим названием "Les ruines de Pompei" ("Руины Помпей").

Обратите внимание, как Шарль Мазуа описывает место находки креста.


                                                           *  *  *  *  *

«Вход в булочную с боковой улицы; эта деталь предлагает значительную особенность, которую я не начну совсем объяснять, но которая может заинтересовать историю христианской религии. На внутренней перегородке простенка между двумя дверями существует картина, представляющая змею, символ таланта; на этой же стороне, кирпич, запечатанный в стене для лампы, которая зажигалась в честь Божеств Хранителей. Эту картину можно увидеть только из внутренности дома.


На противоположной стороне, лицом к лицу перед большей из двух дверей, и, следовательно, действительно на видном месте, нашли барельеф креста на щите из белой штукатурки под мрамор, помещенный таким образом, чтобы быть видимым для всех прохожих, как если бы хотели из этого сделать вывеску. Хотя первые христиане представляли этот символ христианства в виде греческого или равноплечного креста, и хотя этот, который имеется в виду, был из неравных линий, я не могу решиться видеть в нем неизвестный инструмент, как это утверждают несколько людей, которым я показал этот рисунок. Трудно действительно в этом не узнать латинский крест, то, что не имело бы ничего экстраординарного, так как Помпеи были разрушены только в первый год господства Тита.


Но если это - крест то, как объяснять сближение, смесь этого символа новой и чистой религии, с изображениями и практикой одного из наиболее смешных суеверий древности? Трудно понять, что тот же человек может одновременно поклоняться кресту Христа, и обожать Януса, Феркулуса (Ferculus), Лементинуса (Limentinus) и Кардеи (Cardea), божеств, предназначенные для охраны дверей; особенно, если к этому еще присоединяется непристойное изображение, непонятного культа, которое оказывается около того же места.


Возможно крест был в этой эпохе еще неизвестным мистическим иероглифом в вульгарности, посвященные которой в христианстве знали о только значении, и которая, туда помещенная, как знак признания в середине видимостей язычества, предупреждала приверженцев, что зарождающаяся правда скрылась в убежище бедного человека, под сохранением всех популярных суеверий. Что бы там ни было, я думал, что должен был дать этот столь любопытный памятник в одну из следующих карточек с приглашением.



F. Mazois. Les ruines de Pompei. Paris. MDCCCXXIV, стр.84, крест приведен на странице 88. 

                                                                    *  *  *  *  *

На основании выше написанного, есть все основания утверждать, что «помпейский крест» никакого отношения к христианству не имеет. Тогда что же это?



Обратите внимание на то, каким значком в астрологии обозначается Меркурий. Крест это его кадуце́й, а деталь сверху – это зме́и на нём.


Очевидно, «помпейский крест» это – кадуце́й. Но не кадуце́й Меркурия, а вообще кадуце́й – языческий символ, значение которого было понятно работникам и посетителям пекарни.