вторник, 8 марта 2016 г.

Джозеф Рутерфорд. Поклонение Бахусу. Часть первая.



ДЖОЗЕФ РУТЕРФОРД
ПОКЛОНЕНИЕ БАХУСУ
(Часть первая. Продолжение здесь)



          А когда на бочку полез голый человек с чашей, и царь и великий князь всея Великия и Малыя и прочая, указав на него перстом, промолвил громогласно: «Сие есть бог наш, Бахус, коему поклонимся», — помертвел князь Приимков-Ростовский, зашатался. Старика без памяти отнесли в сани.
          С этого дня Петр велел называть Зотова всепьянейшим папой, архижрецом бога Бахуса, а сходбища у Лефорта — сумасброднейшим и всепьянейшим собором.

А. Н. Толстой. Пётр Первый.

          Я часто бывал рядом с братом Рутерфордом в неофициальной обстановке, например, на нашей радиостанции WBBR или в рабочем кабинете Рутерфорда на острове Статен. Он был очень сердечным человеком, поступавшим в жизни согласно тому, о чем проповедовал. Он не ожидал от других того, чего не делал сам. В отличие от занимающих видное положение во многих других религиозных организациях, брат Рутерфорд был высокодуховной и нравственной личностью. Он бесспорно жил для Царства Иеговы.

Сторожевая Башня. 1994. 1 августа, с 23.

Ты публично навешиваешь на трезвенников ярлык «недотрога», а значит, должен взять на себя часть ответственности за подобное отношение членов семьи к Бахусу.

(Из открытого письма Олина Мойла, судье Рутерфорду 21 июля 1939 года).


Джозеф Франклин Рутерфорд был третьим [1] президентом «Общества сторожевой башни» сменившим на этом посту Чарльза Рассела, и создателем конфессии «Свидетели Иеговы». Движение исследователей Библии – было межконфессиональным, состоящим из католиков и протестантов, и управлялось автономно советами старейшин на местах.

Рутерфорд, в тех собраниях, которые признали его своим главой, а таких было большинство, советы старейшин упразднил, а собрания сколотил в чёткую иерархическую структуру, подчиняющуюся одному человеку – президенту ОСБ.

Рутерфорд известен своеобразными толкованиями Библии, известен тем что предсказал начало воскресения из мёртвых, которое должно было начаться в 1925-м году, и другими несбывшимися предсказаниями, выступал с жёсткими высказываниями против других конфессий и политической системы, именно он придумал название – «Свидетели Иеговы», а также разделил свидетелей на «помазанников» и «великое множество» [2]. Но каким человеком был Рутерфорд в частном порядке?

Есть много свидетельств очевидцев, воспоминаний и исследований, которые говорят о том, что Рутерфорд любил крепко пить. В этой серии статей я рассмотрю, в первую очередь, заявления тех, кто знал Рутерфорда лично, и тех, кто поделился знаниями по этой теме, почерпнутыми у родственников или друзей, работающих с судьей. Это высокопоставленные или даже первые лица в организации, и их наблюдения в отношении пьянства Рутерфорда абсолютно совместимы, поэтому нет никаких оснований сомневаться в их словах. Другие подтверждающие выводы можно сделать из литературы Общества сторожевой башни.


РУТЕРФОРД – СЕМЬЯНИН



Рутерфорд был женат на Мери Рутерфорд [3]. У них был сын – Малкольм Рутерфорд [4]. Однако, единственное упоминание о них содержится в книге «Свидетели Иеговы Возвещатели Царства Бога» на стр. 89 в сноске:

Брата Рутерфорда пережила его жена, Мэри, и их сын, Малком. Поскольку у сестры Рутерфорд было слабое здоровье и она плохо переносила зиму в Нью-Йорке (где находилось главное управление Общества Сторожевой Башни), они с Малкомом жили на юге Калифорнии, где климат был более подходящим для ее здоровья. Сестра Рутерфорд умерла 17 декабря 1962 года в возрасте 93 лет. О ее смерти сообщалось в газете «Дейли ньюс-пост», выходящей в городе Монровия (штат Калифорния). Среди прочего отмечалось: «Пока здоровье позволяло ей выходить из дома, она принимала активное участие в проповеднической деятельности Свидетелей Иеговы».

Вы поверите, что женщина, прожившая 93 года, имела слабое здоровье?! Или вы поверите, что супруги, которым по 48 лет начинают жить отдельно, потому что Мэри «плохо переносила зиму в Нью-Йорке» ?! Может, калифорнийское солнце «Бет-Сарим», где Джозеф Рутерфрд проводил зиму, было, недостаточно, хорошо для неё? А по какой причине их сын покинул Вефиль и порвал с движением? Истинная причина заключается в том, что к тому времени у Рутерфорда развился алкоголизм и как следствие – скверное и неадекватное поведение, вульгарная и оскорбительная речь, вспышки гнева.


ВОСПОМИНАНИЯ ЭДВАРДА ФОРДА

Эдмон Грусс, в своей книге «Свидетели Иеговы. Их притязания, доктринальные изменения и спекулятивные предсказания» [5] на стр. 218, описывает разговор, который состоялся в 1996-м году с Эдвардом Фордом-младшим, который был свидетелем Иеговы на протяжении более четырёх десятилетий, большую часть которых он проработал в штаб-квартире общества в Бруклине:

Когда предсказание о воскрешении князей и других событиях, которые должны были произойти в 1925-м году не сбылись, многие покинули движение. Люди, окружавшие Рутерфорда в то время, отмечали, что он стал не таким, как всегда. Он начал пить без всякой меры, и когда напивался, сотрудники главного офиса вынуждены были сносить его гнев, который он выражал вульгарным языком. Старые сотрудники говорили, что до этого его пьянство было замаскировано. Как только это стало возможным, Фредерик Френц и Нейтан Норр составили блестящий план – они уговорили Рутерфорда, пребывающего в тумане пьянства и неадекватного поведения, построить дом в Калифорнии, в котором тот проведёт остаток жизни нежась на солнышке.

Эдвард Форд-младший был свидетелем на протяжении более четырех десятилетий. Он проработал много лет в бруклинском Вефиле. Он вспоминает разговор, который произошёл с его отцом (тоже свидетель). Александр Макмиллан служил в штабе правления трёх президентов и был известен свидетелям Иеговы, по всему миру. Он часто, по выходным, бывал в гостях дома у Форда. Хотя Макмиллан был лоялен организации и предан Рутерфорду, он «критически высказывался против его пьянства и иррациональных эксцессов». Вскоре после смерти Рутерфорда, Макмиллан сказал отцу Форда, что «не было иной причины строительства Бет-Сарим, [6] кроме как – удалить пьющего до упаду Рутерфорда из Бруклина». Позднее это подтвердил Хейден Ковингтон, который руководил юридическим отделом, а после смерти Рутерфорда был избран вице-президентом. Ковингтон цитирует Френца, который говорит: «Мы построили дом судьи далеко в Калифорнии, только чтоб избавить от него Вефиль». Он также сказал ему, что «Френц придумал удовлетворительную историю (…) будто бы дом был для древних пророков, которые могли бы воскресать каждый день, перед неминуемым воскрешением после Армагеддона».


Следует помнить, что Александр Макмиллан и Хейден Ковингтон не состояли в оппозиции и не были диссидентами, а напротив – всю свою жизнь были верными сторонниками Организации. Они никогда не имели склонности к распространению вредоносных слухов об ОСБ. Макмиллан был известным апологетом свидетелей Иеговы и близким соратником Рутерфорда. В свою очередь, Ковингтон был хорошо известным адвокатом, боролся за права свидетелей Иеговы, представлял ОСБ во многих слушаньях в Верховном суде США и в течении многих лет занимал руководящие должности в Обществе сторожевой башни.

Слова Ковингтона содержат и некую интригу. Дело в том, что Ковингтон был практикующим алкоголиком, даже на какое-то время был «лишён общения» за пьянство [7]. Тем не менее, он умер верным Организации. Недавно свидетели Иеговы напечатали некролог на смерть его жены.
 
Но кто такой Эдмон Грусс? И почему мы должны ему верить? Может он обычный «поливатель грязью» каких много?

Эдмон Чарльз Грусс (Edmund Charles Gruss) является почётным профессором в Колледже магистра (The Master`s Callege) Санта-Кларита, Калифорния. Это – внеконфессиональное христианское учебное заведение. Погодите ухмыляться и вспоминать православных священников с профессорскими званиями по религиоведению. Это – не имеет никакого значения.

Важно – другое. Эдмон Грусс – известный человек в США. Его книги о свидетелях Иеговы продаются большими тиражами. Многие американцы знают о свидетелях Иеговы, именно из его книг. Как всем вам известно, в США, клевета, подрывающая репутацию – серьёзное преступление за которое можно заплатить разорительную компенсацию, и книги будут изъяты из продажи. Почему этого не происходит в случае Грусса? Разве ОСБ не имеет обыкновения подавать в суд за клевету? Имеет и подаёт! Почему тогда книга «Свидетели Иеговы. Их притязания, доктринальные изменения и спекулятивные предсказания», по-прежнему продаётся в США по $21 за экземпляр? Не потому-ли, что клеветы в ней нет?


ПИСЬМО УОЛТЕРА СОЛТЕРА

Уолтер Солтер в Канаде был хорошо известным и уважаемым братом в движении Исследователей Библии, ещё со времён Рассела. Он пользовался доверием Рутерфорда, который, став президентом, назначил его надзирателем канадского филиала. Он служил в этом назначении почти 20 лет.

В конце 1930-х годов, Солтер начал испытывать разочарования в связи с процессами, протекающими в ОСБ. Он начал публично комментировать библейские манипуляции, сделанные Рутерфордом, организационные изменения, а также любовь Рутерфорда к расточительности и роскоши. Это привело к тому, что Рутерфорд его сместил, а позднее и вовсе уволил из ОСБ. В 1937-м году, после своего смещения с поста, Солтер написал обличительное письмо Рутерфорду. Само письмо, достаточно длинное. Я процитирую несколько отрывков из него:

Как только, по милости Господа, пелена упала с моих глаз, я был поражен тому, насколько я был ослеплён в своих действиях, веря в то, что WATCHTOWER была Господним каналом, чтоб раздавать пищу вовремя для дома веры и что ты в качестве президента Общества был главным слугой Бога среди своего народа и вся ответственность лежит на тебе, а мы должны быть покорны во всем, что ты требуешь делать, по-дурацки полагая, что у меня нет никакой ответственности в этом деле и все, в чем ты не прав и то, что я сделал неправильно по твоему приказу, Господь должен отменить. Именно этой мыслью я руководствовался, когда по твоим заказам покупал ящики виски по $60, ящики бренди и других спиртных напитков, не говоря уже о бесчисленных ящиках пива. Не одну или две бутылки, а всё для ПРЕЗИДЕНТА, и ничто не было слишком хорошо для ПРЕЗИДЕНТА. Он – любимец небес, почему он не должен иметь все, удовлетворяющее его желаниям для комфорта? Правда, я тоже вкусил твоё гостеприимство, вернее, должен сказать, гостеприимство Общества, так как это было на деньги Общества, но я вкусил, как сказано было выше, будучи ослеплён идеей, что всю ответственность несёт ПРЕЗИДЕНТ, следовательно, я никакой ответственности не несу. Сегодня я вижу, что это было совершенно неправильным, и что разбазаривание денег Общества в этом отношении было неправильным присвоением средств, и я вообще не должен был в этом участвовать. Я признаю свою неправедность перед друзьями и перед Господом и прошу прощения у них и у него. (…)

Признавая твое положение президента корпорации, я оставляю за собой право думать. Хорошо было сказано: «Человек, который не умеет думать – идиот, кто не хочет думать – дурак, а кто боится думать – трус». Я категорически против того, чтобы кто-либо навязывал мне своё мнение или думал за меня. Я не мог поступить иначе и буду верным моему Богу. Я не могу быть расселистом и быть верным Богу; я не могу быть рутерфордовцем и быть верным Богу; я не могу быть чейни́стом и быть верным Богу; я не могу быть дауни́стом или любым другим «и́стом» и быть верным Богу.  Согласно моему́ пониманию Писания, быть таким, означает оскверниться с женщинами (организациями) и исполнять их волю, а не волю Бога. (…)

Разбазаривание денег Общества на алкоголь, это только один момент – есть и другие. (…)

Я бы хотел, чтоб ты сам ходил от двери к двери, как пионеры и другие, тогда бы ты понимал о чём говоришь. (…) Мы сейчас изучаем наш ежегодник, где говориться о нашей, замечательной, работе, и наш ПРЕЗИДЕНТ тоже очень занят написанием книг. О Господи! он настолько смел, и его вера в Тебя так велика, что он окружает себя четырьмя стенами с, буквально, вооружённым охранником (…) посылает нас от двери к двери, лицом к лицу с врагом, а сам идёт от напитка к напитку, и говорит, что если не пойдём, то будем уничтожены. (…).

Хотя это вряд ли имеет отношение к делу, после прочтения последнего журнала ЗОЛОТОЙ ВЕК, я не могу не думать над словами Павла в Флп. 4:8, где написано: «Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, О ТОМ ПОМЫШЛЯЙТЕ». Как можно читать такие чудовищные вещи и грязную ругань, которая содержится в журнале ЗОЛОТОЙ ВЕК, и в то же время выполнять увещевания Павла? Но я могу услышать насмешника говорящего: «Ой! Павел сказал это задолго до того, как Господь пришел в свой храм в 1918 году. С тех пор нас учат быть настоящими «мужчинами», настоящими «христианами», которые знают, как использовать крепкие выражения».

За все мои двадцать лет общения с тобой я всегда испытывал к тебе доброе чувство любви в Господе и искренне выражал это в своих письмах к тебе. Даже в этот раз я не могу не сказать, что молю Бога, чтобы ты мог пробудиться от своего состояния и исповедаться перед Ним, так как у меня, абсолютно, нет никакой неприязни к тебе, мне жаль тебя, и я хотел бы помочь тебе, насколько могу. Помни, что Бог есть Бог любящей доброты и милости, его милость пребывает вовек.

http://corior.blogspot.com/2006/02/walter-salters-letter-to-j-f.html

Письмо Уолтера Солтера, полностью есть в англонете и рунете, в нём Солтер критикует Рутерфорда, главным образом за расточительность и финансовые махинации, но это не тема этой статьи. Солтер пишет, что на алкоголь для президента тратятся крупные суммы. Действительно, рядовой сотрудник Вефиля получал в то время 5 – 7 долларов США в месяц. Для сравнения, в 20-е гг. среднегодовая зарплата промышленного рабочего в США составляла $ 1 300, а автомобиль Форд модели Т, стоил менее $ 300. Нетрудно подсчитать, что за пять ящиков виски, которое пил Рутерфорд можно было купить автомобиль, и это не считая бутлеггерских расходов.

Нельзя не заметить, что письмо написано в 1937-м году, и, очевидно, речь идёт о времени с 1920-го по 1933-й год, когда в США действовал «сухой закон», иначе зачем возить алкоголь из Канады? В таком случае, братья-бутлегеры рисковали своей свободой ради пристрастия Рутерфорда.

Что касается «чудовищных вещей и грязной ругани» в журнале Золотой век, то можете убедиться сами. Читать или скачать подшивку за тот год можно здесь. Если вы не владеете английским, достаточно посмотреть картинки. Часто можно слышать о гонениях, которые претерпевали свидетели Иеговы в США, но эти гонения вызваны не религиозной нетерпимостью, а тем оскорбительным содержанием, которое было в публикациях.

Ответ на письмо Уолтера Солтера был напечатан в «Золотом веке» за 5 мая 1937 г, сс. 498 – 504, в статье «Почему Солтер потерял работу». Прилагался официальный ответ, смысл которого: «Ни один цент Общества не тратится на содержание Рутерфорда. Недвижимость на острове Статен и в Сан-Диего – подарки друзей, автомобили Кадиллак – подарки друзей, а про попойки ничего не известно».
 



А вот один из абзацев этой статьи с. 500.

Нет ничего нового, что Иисуса и его последователей обвиняют в винопи́тии. Повлияло ли это как ни будь на отношение с Его Небесным Отцом? Ни на йоту. Почему Иисус использовал его? Он был под большим нервным напряжением. Это обеспечивало идеальное питательное вещество, немедленно усвояемое. После лечения судьи Рутерфорда у мануального терапевта, автор сказал судье, так как он видел его спину и его страдания от анкилоза (шесть сросшихся позвонков из-за пневмонии): «Ты чудо Божьей благодати». В то же время, по его словам писателя, «Он несёт бремя, которое бы полностью раздавило тебя». Прочитайте этот пункт два раза все лицемеры, которые желают остаться лицемерами до конца. Вы получите то к чему стремились и ваше воздаяние.

Итак, автор статьи отрицая пьянство Рутерфорда, тем не менее говорит о винопи́тии, как о средстве снятия нервного напряжения, которое использовал Иисус. По моему скромному суждению, это больше похоже на оправдание, чем на то что есть на самом деле.

Также на конгрессах, прошедших в том году, свидетели Иеговы приняли резолюцию, осудившую Солтера. Кроме того, в этой резолюции свидетели заявили о своей преданности «брату Рутерфорду» и «брату Чапмену из Торонто» [8]. Текст этой резолюции напечатан в Сторожевой башне от 1. 06. 1937, с. 175. Вот несколько отрывков из этой резолюции:

РЕЗОЛЮЦИЯ
Дорогой брат Рутерфорд:
          Почти год прошёл с тех пор, как (под руководством Господа) в качестве президента Общества ты отстранил от должности некоева У. Ф. Солтера, у которого мы искали руководства в служении, но который изменил свой настрой.
          В то время, некоторые не могли видеть причину таких действий. Мы должны были, однако, доверять Иегове, и понимать, что шаги, предпринятые там, находились под его руководством.
          Последующие события не только, полностью, оправдали эту веру и доверие к Иегове, и всем, что с этим связано, но и ясно показали, почему это действие было необходимым. (…)
          1. Мы полностью поддерживаем действия нашего президента, брата Рутерфорда, удалившего из одного офиса того, кто ясно, своими действиями заявил, что «Трапеза Господня не стоит уважения» и наглотавшись того что на этом столе, «клал нечистый хлеб на жертвенник». (…)
          4. Кроме того, мы провозглашаем нашу верность и преданность Обществу и его служителю – брату Рутерфорду в Бруклине, а также брату Чепмену из Торонто. Мы довольны и благодарны за его назначение, нести ответственность за служение Господу среди нас. (…)



КАК ТАКОЕ СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ?

Возникает вопрос: «Если Рутерфорд создавал такие проблемы, то почему он не был отстранён от власти?» Здесь надо понять вот что:

          1) Исследователи Библии – межконфессиональное религиозное движение.

          2) Свидетели Иеговы конфессия. Основана в 1938 году Рутерфордом.

          3) Общество сторожевой башни – акционерное общество, частная компания, которая является собственностью акционеров.

В Сторожевой башне, за январь 1891 г. с. 16, был напечатан устав ОСБ, где, в частности есть такие слова:

THE TOWER TRACT SOCIETY
-------------------------------------
Это торговая ассоциация, просто она зарегистрирована в Пенсильвании для получения права распоряжаться своим имуществом, так как будто, это – физическое лицо. Она не имеет вероисповедания, и не является конфессией. Это, просто – бизнес, удобство для распространения истины. Любой подписавшийся, раз и более в квартал, на стилизованные «Брошюры старой теологи» (6 центов в год), считается активным членом этого общества, но не голосующим членом. (…) Любой подписавшийся за $ 10, становится – голосующим членом, и имеет право на один голос за каждые $ 10. [9]

Вот так! Во времена Рассела, ОСБ, это – «торговая ассоциация», которая «не имеет вероисповедания, и не является конфессией». И президента этой компании избирали не свидетели Иеговы, которых тогда ещё и в проекте не было, а акционеры. На выборах 1917 г. против Рутерфорда, как президента, проголосовало, лишь незначительное количество акций. [10] Это может объясняться предварительной договорённостью крупных держателей акций. Очевидно, что, как президент, Рутерфорд их устраивал.

Следовательно, служители Вефиля, никак не могли отстранить Рутерфорда от власти – только убить!





-----Примечания--------------------------------------------


          [1] Рутерфорд был третьим, а не вторым президентом ОСБ. Свидетели Иеговы скрывают, что первым президентом был Уильям Конли, в президентство которого (1881 – 1884), Рассел (второй президент ОСБ) служил секретарём и казначеем.

          [2] В книге «Свидетели Иеговы Возвещатели Царства Бога» с. 169, написано:

«Дойдя до одного из кульминационных моментов своей речи, брат Рутерфорд попросил: «Встаньте, пожалуйста, все те, кто питает надежду жить вечно на земле». По словам брата Роу, «встало более половины присутствовавших». Поэтому в «Сторожевой башне» от 15 августа 1935 года было сказано: «Вот теперь мы видим группу людей, которая в точности соответствует описанию великого множества из 7-й главы Откровения».

Однако, в Откровении 7:14, описаны не христиане, которые будут жить в раю на земле, а христиане, которые живут в преддверии Армагеддона, в период «Великого бедствия», то есть те христиане, кто при жизни увидит конец этого мира и перейдёт из жизни в жизнь. Среди таковых будут и те, кто попадёт на небо, и те, кто будет жить в раю на земле: «51 Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Коринфянам 15:51,52).

          [3] Мери Мей Рутерфорд 1869 – 1962 (Mary May Rutherford).

          [4] Малкольм Кемерон Рутерфорд 1892 – 1989 (Malcom Cameron Rutherford).

          [5] Edmond C. Gruss. Jehovah's Witnesses: Their Claims, Doctrinal Changes, and Prophetic Speculation.

          [6] Про Бет-Сарим в интернете написано достаточно. В 1939-м году, в начале Первой мировой войны, в 800 метрах от Бет-Сарим, для Рутерфорда была построена резиденция-бомбоубежище длительного пребывания Бет-Шан.

          [7] Hayden Cooper Covington
https://translate.google.com.ua/translate?hl=ru&sl=en&u=https://en.wikipedia.org/wiki/Hayden_C._Covington&prev=search

          [8] Перси Чапмен (Percy Chapman), это – тот, кто был назначен надзирателем филиала в Торонто, вместо Солтера. Перси Чапмен был практикующим гомосексуалистом, однако, в то время, свидетели Иеговы не считали содомию грехом. В 1959-м году, Чапмен, в числе прочих гомосексуалистов, служивших в Вефиле был отстранён от руководства и разжалован до уборщика. 

          [9] Устав ОСБ. Сторожевая башня, 1891, январь, с. 16 (англ.):

THE TOWER TRACT SOCIETY.

----------

This is a business association merely; it was chartered as a corporation by the state of Pennsylvania, and authorized to hold or dispose of property in its own name as though it were an individual. It has no creed or confession. It is merely a business convenience in disseminating the truth. Any one subscribing to one copy or more of the Society's quarterly, styled Old Theology Tracts, (6 cents a year,) is considered an active member of this Society--but not a voting member. Any one subscribing for $10 work or more of the O.T. Tracts, or any one donating $10 or more to the funds of the Society for the spread of the Truth, is a voting member and is entitled to one vote for each $10 he or she may have donated. The affairs of the Society are so arranged that its entire control rests in the care of Brother and Sister Russell as long as they shall live. In fact, the only objects in having the corporation are:--

First, To provide a channel or fund through which those who desire can employ their money talent, whether small or great, to better advantage for the spread of the Truth than if each interested one acted and published independently of the others. Second, The corporation was called for by reason of the uncertainty of the lives of those at present managing the fund. Some wrote that they were doing all that their present necessities permitted, but that at their death, they desired to do more; and urged the necessity of a legal corporation, as Brother and Sister Russell might die too, and they wanted their donations to go to the spread of the Truth.

The Society owns nothing, has nothing, pays no salaries, no rent, or other expenses. Its policy is to use in the work every dollar received, to the best advantage, and as speedily as possible. Its success in publishing and circulating among the right kind of readers, tons of the Old Theology Tracts, is phenomenal alike to its friends and its enemies. The latter imagine that there must be great wealth connected with the concern, whereas really there is very little.--Few of the friends of this cause do, or are able to do, much financially; but what money there is, under economy and the divine blessing, is like the widow's cruse of oil: it accomplishes about a hundred times as much as other Tract Societies, which spend most of their receipts upon salaries.

          [10] Результаты голосования опубликованы в Сторожевой башне за 15. 12. 1917.